Отношения современной поэзии с более ранней традицией – болезненная точка в критическом и читательском сознании: и отрыв от нее, и чрезмерная близость к ней прочитываются как обман ожиданий. Что для Вас поэтическая традиция – нечто цельное, мозаика фрагментов, расходящиеся и конкурирующие линии? Как Вы себя с ней соотносите – в большей степени через притяжение или через отталкивание? Если экстраполировать в будущее – в какую традицию, настраивающую на какое отношение к себе, может отстояться современный этап русской поэзии?
Чтоб не впасть в противоречие, оперируя столь амбивалентным понятием, я прежде всего заглянула в толковый словарь:
1. Традициями называют исторически сложившиеся ценности.
2. Традициями называют устойчивые ориентиры в деятельности, нормы в поведении или общении.
3. Если что-либо происходит, делается по (доброй) традиции, то это означает, что какое-либо действие является обычным, привычным для многих поколений людей, не вызывает у кого-либо возражений, сомнений и т. п.
4. Если что-либо имеет давние традиции, то это означает, что это явление не является чем-то новым, существует давно и т. п.
5. Если что-либо делается в силу (укоренившейся) традиции, то это означает, что какое-то явление, способ совершения какой-либо деятельности очень устойчивы, не поддаются изменениям, новшествам и т. п.
6. Традицией называют сложившиеся за длительное время правила в поведении, в общении.
7. Если что-либо вошло в традицию, стало традицией, то это означает, что какая-то деятельность стала привычной, обычной.
8. Традицией называют повторяемую кем-либо норму создания или исполнения чего-либо, образец для подражания в искусстве, литературе и т. п.
9. Если что-либо проводится, делается в лучших традициях чего-либо, то это означает, что какое-то мероприятие проводится, какая-то деятельность производится кем-либо образцовым, наилучшим способом, в соответствии с накопленным предыдущими поколениями опытом и т. п.
10. Традицией называют устойчивое направление в какой-либо области знаний, творческой деятельности и т. п.
(Д. В. Дмитриев. Толковый словарь русского языка, 2003.)
Уже из простого перечисления видно, что слово это в большинстве своих значений к поэзии не то что не может, но не должно иметь никакого касательства.
Крайне редко я бываю столь безапелляционна в своих утверждениях, но сказанное ниже – мое credo:
ничему, что является обычным, привычным для многих поколений людей и не вызывает у кого-либо возражений, сомнений и т. п., ничему, что устойчиво, не поддается изменениям, новшествам и т. п., ничему, что повинуется правилам, что не является чем-то новым, что повторяется кем-либо как норма создания или исполнения чего-либо, как образец для подражания в искусстве, литературе и т. п., в поэзии не место.
Пугает, когда творчество классика провозглашается единственно возможным каноном, страшнее, когда творчество живого поэта начинает определять чьи-то традиции, хотя тут есть еще время переменить имя, фамилию, адрес, язык, пуститься в бега, во все тяжкие, в пляс (как Давид перед ковчегом) и заново искать свои слова. Но совсем страшно, когда поэт становится собственной традицией, превращая даже прежние свои стихи – ретроактивно – в поэтическую продукцию, на которой стоит его trademark.
Все это идеально иллюстрируют словарные примеры (к пунктам 4 и 5):
Двойная система бухгалтерского учёта имеет давние традиции.
В армии неохотно отказываются от штыков в силу традиции.
Но остается первое определение: традиция как «исторически сложившиеся ценности».
Я далека от того, чтобы принимать исторические ценности в штыки. Правда, против эпитета «сложившиеся» у меня есть возражения.
Сомнительно, что кого-то порадовал бы калейдоскоп, если бы перетекание цветных осколков остановилось навсегда – пусть и на самом удачном их сочетании. Да и кто возьмется определить, какое из «сложившихся» сочетаний – самое удачное?
Поэтическая традиция строится из бесконечного числа индивидуальных авторских традиций и отнюдь не является чем-то статичным и закостенелым. Для меня она изменяется не только с каждым новым узнанным поэтическим голосом, но и с каждым новым прочтением классики и с каждым написанным мной стихотворением.
Калейдоскоп – вот наиболее точная метафора поэтической традиции и наиболее подходящий инструмент для оттачивания поэтической оптики. Хотя бы потому, что глаз смотрящего – как раз тот осколок, который еще остается вне сложившегося узора. Именно с этим связано и единственное ограничение возможностей такого зрения – оно может быть обращено только в прошедшее и определять настоящее, но не будущее наблюдателя.
Отказавшись от направленной в прошлое подзорной трубки, поэзия терпит крушение и поэты идут ко дну на своих самодельных плотах. То же самое происходит и тогда, когда подвижные узоры принимают за навигационную карту.
№18 (4, 2010)
Sunday, February 27, 2011
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
3 comments:
Интересно, и ответы твои интересные. Но все же мне не совсем все понятно, можно я тебя еще спрошу?
"Исторически сложившиеся ценности", которые суть не вообще сложившиеся ценности, но сложившиеся для каждого по-своему, причем, насколько я понимаю, даже и для каждого не совсем сложившиеся, но складывающиеся постоянно: в чем тем не менее их смысл? Тут же нельзя сказать только то, что писатель не должен писать по шаблонам других писателей - это ведь общее место как раз. Но вот, акмеисты, например, в свое время вообще определяли свое движение, как "тоска по мировой культуре", Мандельштам писал и про Верлена, и про Данте, и про Вийона. Блок пишет, мол, "Пушкин, тайную свободу пели мы во след тебе". А Маяковский наоборот предлагает "сбросить Пушкина с корабля современности". Я говорю о том, что ведь очень много об этом говорят, отношением к этой самой традиции многие поэту и целые поэтические движения себя определяют. "Прививка классической розы" и т.д. Ты про это очень мало написала, твоя метафора калейдоскопа красива, но очень сжата, просто чувствуется, что эту тему ты могла бы развить, написать не столь кратко. Это ведь и в самом деле интересная тема. Может, напишешь пост в ЖЖ, а то и статью для Двоеточия?
Ты же знаешь, Шломо, я не пишу статей.
И на вопросы отвечаю как можно короче.
Исторические обзоры темы предпочитаю оставлять филологам.
Формула "исторически сложившиеся ценности" взята из словарной статьи, сама бы я так не сказала. Но поскольку сказала – хоть и в кавычках – то объясню, что это для меня означало. Нечто вроде геологического среза, где тысячи напластований, иногда уже практически неразличимых, иногда внятных невооруженному глазу. Появляется новое средство расшифровки, какой-нибудь мощный микроскоп или особая аэросъемка, короче, нечто радикально меняющее оптику, и вот мы видим новые детали и иначе интерпретируем целое. Так что новизна предполагается не в самой толще грунта, а во взгляде на него или его составляющие.
Можно сказать, что смысл я вижу во-первых, в существовании – в нашем случае – поэтической земной коры, а во-вторых, в постоянном изменении нашего к ней отношения. Могу представить себе и ситуацию, в которой ее существование будет ставиться под вопрос или отрицаться вовсе, но тогда, как ты, может быть помнишь, «к тому же если нет то нет – чего».
Post a Comment