Каким вам видится его след в сегодняшнем дне русской поэзии — и у каких авторов конкретно?
Можно ли выделить какие-то отдельные его тексты, наиболее для вас значимые?
Обязаны ли вы чем-либо Мандельштаму в вашей собственной поэтике?
Честно скажу, я уже готова была струсить, отказаться
отвечать на вопросы о Мандельштаме, признаться в своей неспособности найти
нужные слова, а главное, мысли, там, где вместо мыслей одни эмоции, но
подумала, что нельзя отказаться от возможности сказать свое смиренное спасибо
тому, кто определил для меня не только поэзию, но и жизнь. Совершенно
неожиданно для себя самой, всегда избегавшей отношений учитель-ученик и
испытывавшей неловкость при малейших попытках заставить меня играть как одну,
так и другую роль, я поняла, что в Мандельштаме я нашла для себя «бо́льшего», который независимо от того, приближаюсь я к нему
или отдаляюсь от него, не меняется в меняющейся перспективе. То, как я живу и,
опосредованно, то, как я пишу, это следствие «уроков Мандельштама», которые,
мне кажется, он и не предполагал давать, и которые я извлекла по своему
разумению из его стихов и прозы (зачеркнуто) и стихов.
«Не сравнивай: живущий
несравним» — одна из моих постоянных мантр. Можно повторять ее на выдохе или на вдохе, она всегда работает. После нее
легче дышать. Даже сейчас, когда я смотрю на эту строку на странице, взгляд
проясняется.
Если же и это не помогает,
твержу: «Отравлен хлеб, и
воздух выпит. \\ Как трудно раны врачевать».
Трудно
выделить что-то, в такой задаче мерещатся какие-то «сто грамм Мандельштама в
одни руки». Но если уж выбирать, то пусть будет «Грифельная ода». В ней отозвался
и Лермонтов, первая моя детская любовь, и поздняя любовь — Державин. И удивительное элиотовское
замыкание «в моем начале – мой конец» или «в моём конце — моё
начало» — просвечивает уже
процитированное мной раннее, 1913 года
стихотворение, заканчивающееся словами: «Все исчезает – остается \\ Пространство,
звезды и певец!»
Видимый след у других авторов? Я его не отслеживаю. Наоборот, случайно обнаружив,
теряю к читаемому интерес. Мне важен след невидимый, о нем можно только
догадываться, угадывать среди пустынных рыбарей своего, ошибаться, снова
узнавать, пока смерть и посмертие не обнажат костяк с искомыми приметами сколиоза
и прочими характерными признаками того, что поэзия и правда здесь хорошенько
потрудились над природой.
No comments:
Post a Comment